+7(924) 247-98-20
Запись на прием
MENU

Когнитивно-поведенческая терапия.

Метод основан на принципах теории обучения, которая предполагает, что различные типы поведения развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе определенную модель поведения - привычную реакцию, возможно, что не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать какие-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать - от нее можно отучиться, обучиться новой, более правильной и полезной…

Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций. С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на наше эмоциональное состояние.

Для нас не столько важно, что с нами происходит, сколько то, что мы об этом думает, то именно, наши мысли лежат в основе наших эмоциональных переживаний и последующих за ними действий.

Как правило, эти мысли плохо осознаются, считаются сами собой разумеющимися, или полностью отрицаются.

Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, состоящий из 10 – 20 сеансов. Частота сеансов 1 – 2 раза в неделю.

В ходе терапии клиент получает следующие важные навыки:

  • выявлять негативные мысли, вызывающие тревогу и депрессию.
  • оценивать негативные мысли с точки зрения их реалистичности и изменять их на более конструктивные, полнее отражающие реальность и не провоцирующие тревогу или депрессию;
  • нормализовать образ жизни и устранять типичные для себя провоцирующие факторы (хронические перегрузки, плохая организация труда и отдыха, злоупотребление крепким кофе, курением, алкоголем и др.);
  • сохранять, активный образ жизни и противостоять избеганию, используя полученные навыки совладания с тревогой и депрессией;

преодолевать стыд за собственную тревожность, не скрывать от близких свои проблемы и эффективно пользоваться поддержкой окружающих. 

 

Арт-терапия.

Арттерапия – одна из форм в психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование.

                Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

                Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся: неврозы повышенная тревожность, страхи низкая самооценка трудности взаимоотношений с окружающими депрессии стрессовые ситуации (в т.ч. семейные) и др.

Песочная терапия

Это один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

В песочной терапии используется деревянный поднос, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Психолог предлагает воссоздать собственную картину мира или негативную собственную ситуацию в жизни, с помощью этих материалов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, демонстрирует этой работе некий вид ритуала. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Источник: http://www.psiholog2000.ru

 

Нарративная терапия

Сам термин «нарративный» (в переводе с английского — «повествовательный») подразумевает рассказывание историй о людях и их проблемах. Именно в диалоге терапевта и человека, обратившегося за помощью, выкристаллизовываются новые возможности и новые пути решения проблем, и происходит это благодаря тому, что предметом диалога становится не «патология» или «симптом», а та история, которая позволила проблеме появиться в жизни клиента.

Отделение проблемы от человека, вынесение ее вовне (экстернализация) позволяет воплотить в жизнь «шаловливый подход к серьезным проблемам», таким, как страхи, навязчивые состояния, и пр. Если человек и проблема не суть одно, то тогда для того, чтобы преодолеть проблему и последствия ее жизнедеятельности, не надо бороться с человеком.

Терапевт – не эксперт по жизни клиента, в этом клиент сам является экспертом.

Позиция терапевта — децентрированная и влиятельная. Это означает, что в центре разговора – клиент, его ценности, знания, опыт и умения. Терапевт своими вопросами может преумножать возможности и создавать пространство для прославления различий.

Важные принципы нарративного подхода – забота о том, кто обращается за помощью, и неэкспертная позиция терапевта. Терапевт умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и каким образом человеку следует двигаться в жизни. Человек сам является экспертом по собственной жизни. Поэтому нарративный терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется) никаких методов, которые сам считает правильными. Скорее, терапевт постоянно просит его выбрать из нескольких возможных альтернативных направлений развития беседы тот, который больше всего подходит, представляется наиболее интересным, перспективным и полезным. В результате человек укрепляет контакт с тем, что для него важно в жизни – с ценностями, принципами, мечтаниями и добровольно взятыми на себя обязательствами, воплощаемыми в предпочитаемых историях его жизни.

Основная форма работы в нарративном подходе — пересочинение истории, (вос)создание авторской позиции (re-authoring) посредством вопросов, направленных на развитие «хорошей» истории. С литературной точки зрения хорошая история – это такая история, в которой персонажи и события описаны насыщенно, а не тонко (через описание поступка, а не называние качества); есть описание с разных точек зрения; отражены не только действия героя, но и его намерения/переживания/ценности и пр.; имеются бреши и пробелы в изложении сюжета – чтобы читатель мог достраивать сам.

Источник: https://narrlibrus.wordpress.com/2009/03/11/what-is-narrative/

 

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Ассоциация - от лат. associatio – соединение – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п., которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.

            Метафора (Metaphor; Metapher) - определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как сознательный терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать известную пикантность таинственному или «выразить невыразимое».

Метафорические ассоциативные карты - это картинки, на которых изображены лица, предметы и сюжеты.

Работа с картинками происходит через образы, которые с первых минут захватывают воображение человека и поднимают на поверхность неосознаваемые им чувства и мысли.

Еще Аристотель говорил: «Душа никогда не мыслит без образов...».

В процессе работы с образами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием.

Картинка меняется, а вместе с ней меняется и внутреннее пространство человека, которое ранее было заполнено напряжением.

Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.

Использование МАК позволяет человеку выявить, рассмотреть и глубоко проработать такие темы, как:

 - взаимоотношения,

 - кризисы,

 - конфликты,

 - страхи,

 - самоопределение,

 - выбор,

 - мотивация,

 - развитие творческих способностей,

 - поиск смысла,

 - личностный и профессиональный рост и т.д.